О новой науке

Принципы лежащие в основании научной парадигмы (свода общепризнанных положений) основаны сегодня, как и двести-триста лет назад на Ньютоно-Декартовской модели мира и соответствующих ей методов его изучения. Это представление мира, как бесконечного множества отдельных и особым образом связанных между собою частиц, приводит только к субъектно-объектному способу познания, как единственно верному.

Но наука способна заниматься исследованием, как внешней, так и внутренней психической реальности, с помощью уже известных ей способов изучения и описания мира, которые несмотря на возрастающую сложность и разнообразие экспериментальных средств, в конечном счете, все также замыкаются на субъективном человеческом восприятии при помощи органов чувств, всех регистрируемых этими приборами объективных данных.

Граница объективности, возникающая вследствие задаваемой существующей парадигмой, односторонней направленности научных методов познания из внутреннего мира во внешний, дает нам основание отделять глубоко постигаемый религиозный и интуитивный внутренний опыт человека и строгие научные доказательства, опять же – несмотря на их одинаковую, в дальнейшем, внутреннюю интерпретацию и понимание.

Открытия квантовой физики и такие сравнительно новые научные направления, как синергетика, биоэнергетика, голография, фрактальные множества, не только доказали единую природу и непрерывность жизни и мироздания, но также определили основание для новой научной платформы.

Это волновое единство и структурная голографичность – самоподобие целого в любой из его индивидуально развивающихся частей. “Единое – в малом”, в полном смысле органическая целостность, являющая собой древний принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса, человека и Вселенной.

Значит, в процессе познания и творческого взаимодействия с окружающим миром всегда важно ясно осознавать актуальное единство мира и условность всякого разделения на внутреннее и внешнее, субъективное и объективное, которое существует только в сознании и мышлении самого человека.

Личная мера субъективности, возможно самый важный показатель реальности. Вскоре может быть найдена формула реальности с учетом психической энергии человеческих взаимодействий и отношений, по аналогии с принципом неопределенности в квантовой физике.

Это значит, чем выше существующий уровень тонкой энергии взаимодействия (синергии), тем более синхронными, спонтанно, без всяких логических причин согласованными, можно сказать, волшебными становятся события и реальность создаваемая отношениями между людьми.

Общепринятая среди людей объективность – миф созданным непросветленным, подвергнутым влиянию личного «эго» умом, лишенным интуиции и ясного видения единства и познающим мир исключительно через рефлексию.

Существует психофизический закон первичной субъективности (сегодня его уже признают современная психология и квантовая физика), который говорит: «Мир такой, каковы мы сами», или «Если хочешь изменить мир, измени себя». Но найдется совсем немного людей которые возьмут на себя полную ответственность за все, что в действительности происходит внутри и вокруг них.

Новая наука – целостная наука, она исследует человеческий разум, как синтез ума и сердца, логики и интуиции. Ее исследования направлены изнутри наружу в отношениях «субъект-объект», и настолько же полно внутрь самого исследователя «субъект-субъект», но не с маской личной субъективности рефлексирующего ума, а с божественной сердцевиной истинной жизни в каждом из нас.

Замечательны высказывания Ошо о новой науке:

«Я хочу, чтобы этот ашрам постепенно стал Всемирной Академией Творческих Наук. Это будет величайший синтез наук, потому что поиски религиозной истины ни в коей мере не мешают изучать объективную действительность. Эти поиски вообще не пересекаются, потому что у них совершенно разные сферы.

   Прежняя наука возникла в противовес религии. Новая наука, о которой говорю я, вообще не будет чему-то противостоять. Это будет всепоглощающая энергия, разумность, творчество. Политики изуродовали науку, потому что их интересовали только войны. Религии не смогли примириться с наукой, потому что все они основаны на предрассудках, а наука уничтожает богов и любые суеверия. Последние триста лет наука постоянно в тисках: с одной стороны, она борется с религией, а с другой – неосознанно пытается вырваться из рабства политики.

   Я хочу, чтобы это место разрасталось. Я намерен создать тут всемирную академию наук и искусств, чья деятельность будет направлена исключительно на жизнеутверждающие цели.

   Та наука, которая уничтожила Хиросиму и Нагасаки, погубила тысячи людей, птиц и деревьев – причем без всякого повода, просто потому, что политикам захотелось посмотреть, что такое атомная энергия, – та же наука способна дать людям пищу, продлевать жизнь, укреплять здоровье, вносить разумность во все сферы жизни. Но для этого ее нужно отобрать у политиков и оградить от религий.

   А синтез заключается в том, что каждый сотрудник института будет медитировать, ведь без медитации, без погружения в себя внутренние запасы любви продолжают спать, врожденное блаженство и счастье не может распуститься.

   Не человек для науки, а наука – для человека.

   Но пока ученым трудно приходится. Работать в одиночку они не могут, и потому приходится работать на государство, а государство интересует только война. Религия ученых не поддержит, потому что научные открытия разрушают религиозные предрассудки.

   В мире воцарился огромный вакуум, и я хочу заполнить его всемирной академией, чья деятельность будет посвящена только жизни, любви и смеху. У нее будет одна цель – создать новое, лучшее человечество и чистую, здоровую атмосферу, а еще – возродить загубленную экологию.»

К сожалению, эта мечта Ошо еще не сбылась. Мультиуниверситет Ошо в г. Пуна сейчас представляет собой скорее центр нетрадиционной психотерапии и целительства, круглогодичный творческий фестиваль и прекрасный медитативный курорт.

Научные исследования способные создать новый прорыв в понимании и объединить различные научные направления физики, биологии, космологии, эволюции, экологии и многие другие, здесь так и не ведутся.

В мире по-прежнему процветает разобщенность науки во всех ее областях. Строятся телескопы и космические станции, работает гигантский коллайдер, огромные химические и биологические лаборатории проводят вполне конкретные исследования в старом убеждении о разделенности материи и сознания, личности и совести с вполне конкретной целью прибыли для все большего потребления. Новая наука должна быть целостным знанием о гармонии единства в мироздании, в природе и человеке, во внутреннем мире и мире человеческих отношений.

Сегодня существует пропасть между духовной эзотерикой и материалистической наукой, создавшей прагматическое, потребительское отношение к жизни современной цивилизации. Многие стали уверены в том, что йога и религия владеют тайной истиной в последней инстанции. Сам смысл этих слов означает путь налаживания связи с высшим, с Богом.

Но можно сказать, что нет никакой связи и нет никакого Бога, отличного от единой жизни в каждом человеке. Существует только ложное «эго» – проекция, иллюзорное разделение, «переотражение» и искажение единой реальности в процессе восприятия ее человеком, связанное с особенностью устройства его мозга и работы психики, с целью необходимого для эволюции развития личности.

Конечно иллюзорные представления ума о самом себе должны быть осознанны и убраны. И настоящий вопрос сейчас звучит так: из чего сделать уборную для личных искажений ума, устойчивых предрассудков и вредных стереотипов – всех тех заблуждений, которые по-прежнему ведут многих людей к страданиям? Как трансформировать и преобразовать все отрицательные, негативные, разрушительные эмоции, которые самым непосредственным образом влияют на наш образ жизни разрушительный по отношению к природе и друг другу.

Нам понадобится здесь не новая философия, не религиозные метафоры и обряды, не прагматическая узость атеизма. А новый научный подход в исследовании как внешнего, так и внутреннего мира, открытие и подробное описание законов взаимопроникновения, трансформации и превращения души в тело ум и личность, и человеческого существа в душу. Необходимо открыть лучшие методы и способы гармонизации этого процесса и прекращения страданий и смерти в жизни людей. Состояние любви и разумности должно стать нормой человеческой жизни.

Вся революционность и простота предстоящих изменений состоит в том, что наука, ставшая сейчас негласно религией по своему характеру влияния на развитие всего человечества, должна направить мощь и торжество своих, веками проверенных, опытных методов непосредственно вглубь человеческого сознания. И уже привычный процесс познания и изменения окружающего мира должен закономерно перейти в доселе скрытую бессознательной мистикой и психологическим невежеством общества, область внутреннего опыта и сознательного исследования психической реальности, чтобы вернуть утраченную целостность, гармонию и смысл человеческого бытия на новом уровне открывшего понимания огромных возможностей и личной ответственности каждого человека в изменении как внешнего, так и внутреннего мира, всегда находящихся в нераздельном единстве жизни.

Нам нужно привнести современное научное и космическое основание нравственности. “Две вещи не перестают приводить меня в изумление – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас”. (И. Кант)

Абсолютная нравственность и гуманизм, не как следствие веры в какой-либо из существующих на Земле религий (ведь тогда и нравственность бывает разная: для христиан это одно, для иудеев другое, для мусульман третье), но как непреложный закон всеобщего единства и тончайшей взаимозависимости мира, наглядно показанный и понятный каждому человеку, словно открытый Ньютоном закон тяготения. Это должно проникнуть во все сферы жизни: в науку, образование, экономику и всю государственную систему.

Самое важное понимание в общественном сознании, способное открыть новый путь перемен к лучшему в развитии человечества состоит в осознании несомненных, фундаментальных законов в устройстве нашего мироздания, – нравственных законов добра, любви и вечности жизни.

 

О. Денисенко