ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Посмотрите на числа: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8 … Последующие числа Вы сможете  узнать сами, поняв несложную закономерность приведенного ряда. Подумайте немного и продолжите ряд…

 

Такие числа известны давно и носят название чисел Фибоначчи по имени итальянского математика Леонардо Фибоначчи, который еще в 1202 го­ду выпустил книгу, где в задаче о кроликах («Сколько пар кроликов в один год рождается от одной пары?») впервые записал этот ряд.

Их последовательность очень проста: каждое последующее число рав­но сумме двух предыдущих, и ряд таких чисел бесконечен. Но если мы по­делим последнее воображаемое число этого бесконечного ряда на предыду­щее, то получим величину, называемую «божественной пропорцией», «зо­лотым сечением» или «золотым числом». Она отвечает такому единствен­ному делению целого на две неравные части, в результате которого от­ношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей час­ти. Это будет выглядеть так:

Первые упоминания о золотом сечении теряются в глубине веков. Известно что египетские пирамиды и древнейшие храмы содержат золотое сечение в соотношениях основных размеров своих архитектурных форм. В наскальных рисунках и костяных изделиях эпохи палеолита (15-20 тыс. лет назад) тоже присутствует золотая пропорция. Философы древней Греции почитали золотое сечение как математическое выражение закона Гармонии и Красоты, отвечающего за существование целостного Мирозда­ния. Великий Леонардо да Винчи сознательно применял принцип золотой пропорции при создании своих бессмертных произведений. Средневековая наука наделяла золотую пропорцию значением высшего Божественного прин­ципа, существующего во всех его живущих творениях.

Мы можем воочию увидеть и даже потрогать золотую пропорцию. Для этого нам понадобится пропорциональный циркуль. За неимением, его можно сделать самим, проще всего — из достаточно ровных деревянных планок, соединив их центральной осью из гвоздика или маленького вин­та, слегка затянутого гайкой. Основная задача расположить ось так, чтобы противоположные, заостренные стрелками пары концов планок об­разовывали отрезки в соотношении равном золотому сечению. Но тогда точка оси циркуля разместится на любой из планок тоже в соответствии с зо­лотые сечением. Поэтому просто отмерим величины пропорции на планках и в точке золотого сечения соединим их осью, вокруг которой они бы свободно перемещались, не болтаясь при этом. Потом Вы сможете изгото­вить пропорциональный циркуль любых необходимых размеров, для начала же при­мите единицу построения равной 10-15 сантиметрам.

циркуль получится таким:

Отложите ненадолго этот текст и сделайте пропорциональный циркуль, или разыщите готовый, выпускаемый промышленностью и настройте его соответствующим образом, передвинув осевой центр по шкале.

Численное выражение золотой пропорции мы легко получим решив квадратное урав­нение, составленное из величин пропорции. Например: если меньшую часть принять за 1, а большую — за X, то:


Х2 — X — 1 = О, из которого

Для удобства округлим полученное ирра­циональное число золотой пропорции до 1,618.

… Итак, «золотой циркуль» у вас в руках. Можно начать наши опыты прямо с них. Измерьте фаланги пальцев: первую- меньшим концом циркуля вторую- другим, большим. Затем повторите это со второй и третьей фа­лангами, с толщиной пальца и длиной фаланги, размером пальцев и ладони, всей кисти и… Действуйте! Вы найдете много интересных совпадений сами.

Человеческое тело в творениях знаменитых скульпторов олицетворяет гармоническую целостность всех его частей. Различные соотношения частей тела обыкновенного человека почти в точности соответствуют величинам ряда чисел Фибоначчи и в идеале стремятся к золотому сечению. Недаром величину золотого сечения принято обозначать буквой Ф, в честь Фидия, древнегреческого скульптора — творца бессмертных статуй (Ф=1,618…).

Сделайте пропорциональный циркуль с большим размером планок и определите новые пропорции, взяв за исходный размер любую часть тела.

Общеизвестные пропорции человека:

ГЩ = Г — размер головы;              ЩО = 2Г-грудь;

ОН = 5Г — пояс — щиколотки;        БК = 2Г- бедро;

ОК = ЗГ — пояс — колени;               КН = 2Г- голень;

ГС = 8Г — макушка — ступни;         АШ — высота лица до корней волос;

ШЛ1 = ЗГ — размах руки;              ВШ — дуги бровей — подбородок;

ЩШ = 2Г — плечи;                         ДШ -нижняя часть носа -подбородок.

ЛЛ1 = 8Г- размах рук;

За единицу измерения выбрана голова, размеры тела соотносятся как:

1:2:3:5:8 — ряд Фибоначчи.

ОС / ОГ = ОЧ / ЧГ = Ф; АЧ / ВЧ = АД / АВ = Ф.

Возьмите любой предмет, который вам нравится, например, чашку или заварочный чайник, измерьте его пропорции. Самые обычные вещи домашнего обихода, если они радуют глаз, если они красивы, подчас оказываются рассчитанными в строгих золотых пропорциях. Не всегда это делается с сознательным расчетом их изготовителей, чаще художники–дизай­неры интуитивно передают пропорции красоты, а иногда соблюдение старых традиций сохраняет забытый принцип. Форматы многих книг, тетрадей и записных книжек, столь привычных взгляду, сохраняются неизменными и скрытая в них золотая пропорция продолжает незаметно действовать на нас.

 

С большой вероятностью любая вещь, которую Вы нашли красивой, радующей глаз, содержит в отношениях своих форм золотое сечение. Убедитесь в этом. Не следует бояться поверять гармонию алгеброй: эстетика, в предмет которой входит изучение сущности красоты и гармонии, проистекала в Древней Греции из космологии и философии.

 

Современная архитектура в своих лучших произведениях также воплощает золотой принцип. Сводные таблицы типоразмеров, используемых сегодня в строительстве и промышленности, содержат числа достаточно точно соответствующие ряду Фибоначчи. Храмы и церкви в соотношениях всех своих основных форм и размеров несут почти полное соответствие числам Фибоначчи и золо­той пропорции.

 

И если человек, внося чувство прекрасного и внутреннее переживание гармонии в свои творения, может ошибаться и часто входить в диссо­нанс со многими созвучиями реальности, то Природа точна в своих проявлениях и всегда целостна, благода­ря гармоничному сочетанию меняющихся в эволюции форм.

Листья деревьев, их контур и выступающие прожилки, а также стро­ение ствола и ветвей, расположение годичных колец на срезе, распускающиеся кисти и соцветия, узоры снежинок, причудливые рисунки зимы на стекле, морские звезды и раковины, кораллы и губки, бесчисленные проявления жизни на су­ше, в воде и в воздухе — все они в совершенной естественности своей формы с невероятной точностью воплощают единый Божественный принцип золотой пропорции. Интересно также что, как правило, мутирующие и деградирующие формы всегда нарушают этот принцип.