ПРИРОДА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наше мышление сейчас имеет двойственный характер — это логическое, словесное и образное, невербальное. Множество исследований в области нейропсихологии подтверждают разделение функций и в работе самих полушарий мозга. Так левое полушарие ответственно преимущественно за словесно-логический, а правое за образный способ мышления, если же человек является левшой, функции полушарий, как правило, меняются местами.

Двузначная логика с непреложным законом отрицания третьего возникла не случайно. Ведь наш мир в основных проявлениях всегда парен: день и ночь, правое и левое, мужское и женское, верх и низ, плюс и минус, и т.д. Древнекитайская философия называет этот принцип разделения жизни «ИНЬ» и «ЯН», которые следуют друг за другом, переходят друг в друга и чередуются, подобно дню и ночи, лету и зиме, и непрерывно продолжаясь, образуют связующую нить любого развития и эволюции жизни в целом. Неизбежно впитав этот принцип, человек закономерно приобрел и развил логический ум. «Либо это, либо то» — хорошее или плохое, вперед или назад, направо или налево, сделал или не сделал, причина или следствие и многое другое, причем существенным всегда является утверждение или отрицание того или иного в определенный фиксируемый момент времени. Это позволяет людям, быть конкретными и действовать в пределах установленных ими логические законов.

Благодаря расцвету европейской науки в 19-ом и 20-ом столетии, двузначная логика прочно утвердилась в человеческом мышлении и даже стала отождествляться с интеллектом. Но уже ядерная и квантовая физика показала полную неприменимость обычной логики для своих неоспоримых научных выводов. А диалектическая логика, в свое время поставленная краеугольным камнем марксисткой теории, опрометчиво посягнувшей на всеобъемлемость, стыдливо забыта сегодня вместе с грузом печальных заблуждений марксизма-ленинизма. Можно сказать, что в системе образования и общественном сознании ее сейчас нет. И все же, именно диалектическое мышление может являться примером динамичной целостности, объединяющей различные стороны жизни, на всякий раз новом уровне их постижения, имеющего самое непосредственное отношение к творчеству.

В мыслительном акте открытия нового диалектические законы помогают обрести абстрактную форму прежде совершенно неосознаваемым, и не сводимым к какому бы то ни было осмыслению и упорядочиванию вещам и процессам. Но эта поначалу максимально возможная, почти эфемерная абстрактная форма и создает возможность для дальнейшей формализации, вновь познанного, чтобы сделать это достоянием других. Иными словами, результаты внутреннего творчества должны быть в той или иной, доступной вос­приятию форме выражены, и тогда они смогут обрести свою внешнюю осуществи­мость и материализоваться в уже не разделенной умом условно на внутреннюю и внешнюю, а в единой действительности.

Не смотря на свою полезность и даже необходи­мость в процессе формализации еще неосязаемых новых идей и открытий, диалектическая логика, все же, не является ключевым фактором творческого мышления.

Фундаментальные принципы лежащие в самом осно­вании науки сегодня, как и двести-триста лет назад базируются на модели мира, впервые математически описанной Ньютоном и Декартом и соответствующих ей законах его постижения и описания. Это представление мира, как бесконечного множества отдельных и особым образом взаимодействующих друг с другом частиц, взаимодействующих в зависимости от своей массы и расстояния между ними и по вполне конкретным законам причинности. К примеру, если существуют объ­екты А и В, то все возможные между ними отношения могут быть выражены так: +A+ В или +A-В или -A+B или -А-В и никак иначе.

Следствием такой парадигмы является только субъектно-объектный способ осмысления и описания мира, исключающий всякую иную возможность его исследования и по­стижения как не научную и поэтому не соответствующую действительности. Однако, как говорилось ранее, постулаты квантовой механики показали не­применимость такого способа для описания многих действительных физических процессов. Даль­нейшие открытия и сравнительно новые научные направления, такие как синер­гетика, теория самоорганизующихся систем, биоэнергетика, голография и фрак­тальные множества, не только подтвердили и раскрыли волновую природу и совершенную непрерывность, континуальность мира, но также определили и сформулировали основание новой научной парадигмы.

Волновое единство и структурная фрактальность или голографичность — самоподобие целого в любой из его выделившихся частей и ее развивающейся структуре, «целое — в малом», в полном смысле органическое единство еще раз доказывающее древний принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса, человека и всей вселенной.

Таким образом, в процессе познания и творческого взаимодействия с окружающим миром, человек не просто должен в соответствии с физическим принципом «дополнительности» учитывать и вносить поправку в свое несомненное «субъективное» влияние на реальность и невозможность никакими стараниями соблюсти условия «чистого эксперимента», но всегда четко и ясно осозна­вать свое неразрывное волновое и органическое единство с миром, а также идеалисти­ческую субъективность, придуманную условность самого разделения на внутрен­нее и внешнее, субъективное и объективное, которые существуют только благодаря психическим процессам личности, ключевая роль в которых принадлежит нашему мышлению.

В силу вышеуказанных законов, отличительным свойством мышления способно­го открывать и созидать новое, сохраняя при этом неразрывную целостность внешне воспринимаемого мира и внутренней психической реальности, является его голографичность. Это качество может быть наглядно продемон­стрировано образным, ассоциативным мышлением, когда любой мыслимый образ представляется одновременно сопряженным и с любым другим, благодаря множес­тву возможных между ними ассоциативных цепочек и связей. Именно образное, целостное по своему характеру мышление, более всего соответствует искомому свойству голографичности, когда в каждой локальной части временного пережи­вания может быть отображена вся неразрывная с нею целостность единой реаль­ности.

Нельзя также думать, что логика в привычном понимании здесь произвольно нарушается или же совсем отсутствует. Логика формирует структурность и оп­ределяет вариабельность последовательных цепочек, что хорошо видно на примере фрактальных множеств и описываемых ими природных эволюционных процес­сов и образующихся в результате их биологических структур.

Говоря об образном мышлении, следует затронуть различные стороны его проявления. Образы берут свое начало в органах чувств или каналах восприятия, и по­этому, соответственно могут подразделяться на зрительные, тактильные, звуко­вые, вкусовые и обонятельные, но в силу особенностей современной цивилизации и сложившегося образа жизни большинства людей, в общепринятое значение слова «образ», «образ восприятия» или «мысленный образ» вкладывается сейчас только узкий смысл «зрительного образа».

По причине, вот уже несколько веков как господствующей ньютоно-картезианской парадигмы, вызвавшей научно- технический прогресс и его глобальные последствия, ранее целостный характер человеческого мышления резко сдвинулся в лево-полушарную сторону. Кроме того, что чисто логическое, словесное мышление гипертрофированно развилось у большинства взрослых лю­дей, но также, становящееся с каждым разом все реже востребованным, образное мышление уже превратилось в однобокую, только зрительную и плоскую, подобно журнальным иллюстрациям и картинкам на телеэкранах форму. Целостное, полимодальное по своей исконной природе мышление почти утрачено для современно­го человека и описывается как феномен, получивший название эйдетизма.

Особенностью эйдетического мышления является его фак­тически неотличимый от восприятия процесс протекания, но в отличии от гал­люцинаций он имеет осознанный, управляемый характер и полностью соответ­ствует реальности, причем как прошлой, что может в традиционном психологи­ческом описании рассматриваться как феноменальная память, так и настоящей и будущей, которые сегодня могут быть объяснимы феноменами дальновидения и ясновидения с точки зрения биоэнергетики и парапсихологии.

Ясновидение мы сможем лучше понять, как проявле­ние активной творческой интуиции, а не как чудесным образом спустившееся виденье. Загадочная и почти неизведанная для многих область озарения и интуиции, является такой только по причине большой редкости гармонии и цельности в психических процессах зрелой и уже способной к взрослому творчеству личности, когда убирается самый сильный и закостенелый в общественном сознании барьер — разделение между мыслью и чувством.

Творческое целостное и интуитивное мышление по своей природе является чувствознанием, и в нем проявляется совершенное единство мысли и чувства, которое является возможным и естественным как раз в случае эйдетизма. Феномен эйдетизма представляет собой опытное подтверждение основного принципа новой научной парадигмы, заменяющего столь привычный нашему сегодняшнему мышлению и сознанию корпускулярно-причинный, субъектно-объектный навык восприятия и описания реальности — на целостный и голографический, когда бытие и сознание едины, а существование любой отдельности действительно только, как «Единое в малом». Ведь именно тогда, неотличимое от восприятия эйдетическое мышление может быть проявлением одного, психически интегрированного во времени и пространстве единого бытия, процесса.

Генезис мышления можно проследить как на примере развития личности любого человека, начиная с его самого раннего детства, так и, аналогичным образом — рассматривая эволюцию и историю человеческой культуры и цивилизации в целом.

Первые три года жизни мышление ребенка является, в основном, наглядно-действенным отображением всей суммы движений, ощущений и чувств, подобно воску запечатляемым его сознанием. Этому возрасту соответствует стадия первобытного мышления, когда в целостности еще неразрывно связанных с природой людей, только начинается процесс собственного разотождествления с окружающим миром, благодаря уже воспринятому и накопленному сознанием опыту. Причем это первичное, первобытное мышление имеет аффективный и архетипический, согласно Юнгу характер, что определяется его глубинной, основывающейся на самой непосредственной связи с реальностью природой. Более того: «Юнг был даже убежден в том, что бессознательное каким-то образом связано со структурой неорганической материи… Идея унитарной реальности получила у Юнга название unus mundus — единый мир, в котором материя и психика еще не дифференцировались или не разделились». Таким образом, это еще первичное детское и первобытное мышление является в его понимании архетипическим поскольку несет в себе изначальные организующие принципы психики и единого космоса.

Следующая фаза становления мышления разворачивается по мере формирования в индивидуальном опыте наглядно-образного способа отражения действительности. Причем образы, претерпевая все большую дифференциацию, тем не менее, сохраняют изначальную целостность восприятия и обладают полимодальным, эйдетическим качеством. Этот процесс происходит вместе с появлением и развитием словесно-логического мышления и, как правило, к пяти-шести годам переходит в фазу сложившейся организации самого сложного из психических механизмов личности — словесного или семантического ума.

Фаза умственного развития, в основе которого лежит именно словесно-логическое мышление, является самой длительной, и индивидуальный процесс познания совпадающий для большинства людей сейчас со временем обучения в школе и продолжающийся далее в средних и высших образовательных учреждениях, или же в форме личного самообразования, соответствует всей сознательной истории развития человеческой цивилизации и ее сегодняшнем воплощении в современной культуре, науке и образовании. Ясно, что сама природа и возможность этого преемственного процесса была обусловлена возникшими языком и письменностью, благодаря которым сложился надприродный слой человеческой цивилизации в своем непрерывном и разумном качестве — ноосфере.

Следующим значительным следствием, все растущего разотождествления сознания с реальностью, и дальнейшей знаковой дифференциации взрослеющего ума, является рождение как личностного, так и общечеловеческого самосознания, которые составляют основное качество личности и культурной общности всего человечества. Появление самосознания личности и дальнейший его рост будет признаком созревания и вполне четкого оформления личностного ума или «эго». Эти процессы примерно соответствуют подростковому периоду, когда проявившееся самосознание венчает болезненный процесс физиологического созревания и продолжает в дальнейшем все более осознанное развитие и саморазвитие личности. К сожалению, в реальной жизни последующий рост осознанности становится уделом только немногих цельных и психологически зрелых личностей, у большинства же людей, он в силу разных и в основном неблаговидных причин рано приостанавливается.

Иллюстрацией всех вышеописанных процессов служит модель «Древа жизни» или «Древа познания», которая может в нашем случае также рассматриваться как «Древо сознания» или «Древо мышления», для удобства назовем ее просто «Древо» (см. рис. 1).

самоосознания образно подобен фазе формирования целостной кроны Древа — «эго» личности и в своей зрелой стадии должен охватывать все ветви и ответвления, соответствующие ее субличностям. Мышление здесь закономерно выходит на следующий уровень, где максимальная дифференциация логических ответвлений смысловых структур все более охватывается объединяющими принципами абстрактного видения. Причем речь идет не о внешних абстрактных схемах и основных алгоритмах присутствующих в любом учебном знании, которые могут быть вполне усвоены и в менее психологически зрелом возрасте, а о глубинных психических процессах на уровне самосознания личности, где высшее абстрактное мышление может уже актуально и значимо объединять предельно разрозненные семантические структуры «эго».

Остановимся подробнее на понятиях абстрактно-логического и абстрактно-образного мышления, с точки зрения рассматриваемых нами механизмов творчества. Этимологически абстрактный — значит отвлеченный, удаленный и по смыслу, это способность ума воспринимать и мыслить вещи, как бы отдалившись на расстояние, отвлекшись от их отдельности, что позволяет увидеть панораму целого и сделать необходимые обобщения и выводы.

Воспользуемся далее образной аналогией. К примеру, если имеется снимок с видом конкретного дома, а нам потребуется быстро найти этот дом в большом городе, то поднявшись на высоту птичьего полета (представим себя летящим на вертолете, или птицей — насколько позволит воображение), можно обозреть месторасположение домов в целом и почти сразу же разыскать нужный дом, не путаясь в многочисленных образах из различных видов. Затем, если понадобится, можно также мысленно опуститься и войти в этот дом, совершая тем самым переход от абстрактно-образного к конкретно образному мышлению.

И другой случай, когда нам известны названия улиц и номера всех домов в городе и мы можем описать искомое место словами, но не можем воспользоваться его зрительным образом, тогда чтобы быстро найти дом в большом количестве названий и номеров, нам поможет туристический карта города, и благодаря на этот раз абстрактно-логическому мышлению, мы сможем также безошибочно разыскать нужную улицу и дом.

Рассмотрим схему, условно названную пирамидой творчества на рис. 2. Под творческим мышлением будет далее пониматься та вершина человеческого интеллекта и фантазии, которая становится достижимой при максимальном проявлении основных качеств абстрактного мышления и необходимо заключает в себе гармонию психических функций в работе обеих полушарий мозга. Это точка динамического равновесия в наиболее высоком устремлении как со стороны образного, подвластного сердцу, так и логического, подвластного рассудку мышления, где процесс

Рис. 2.             творчества начинается на высшей степени абстрагирования одновременно двумя путями.

Возвращаясь к модели Древа, можно метафорически изобразить процесс творческого мышления, как момент распускания цветов, венчающих целостную, опоясанную листвою и зрелую в уже сформировавшейся кроне, психически интегрированную личность — подлинную человеческую индивидуальность. И если собственным качеством уже внесловесного, интуитивного уровня творческого сознания, проникшего в реальное единство окружающего мира, будет аромат рожденный этими цветами, аромат непрерывно разливающийся в воздухе единой планетарной реальности, пронизанной солнечными лучами, то словесная и образная форма его выражения на уровне вершины пирамиды творчества предстанет прекрасными соцветиями из поэтических образов и созвучий.

Венчающаяся цветками творчества целостность мыслительных процессов, их энергоинформационная связность, может быть представлена подобно органическим процессам во всей структуре дерева, начиная с его корней (первичная природная, согласно Юнгу — архетипическая индивидуализация, представляющая сознательные основы живого вещества на уровне первоначальных генетических структур и биомолекулярных соединений) и далее по ходу сокодвижения в стволе и кроне, соответствующим этногенетическим и общекультурным стадиям роста человеческого сознания и мышления. Эта рассмотренная на примере цветущего Древа, несомненная органическая целостность токов жизни, аналогичным образом проявляется в психической жизни отдельной личности, сформировавшейся в результате эволюции человечества и вобравшей в свою как сознательную, так и бессознательную структуру обобщенный опыт предшествующих поколений.

Весь ход разумного культурно-исторического развития человеческой цивилизации видится сегодня уже единым ноосферным процессом метакультурного порядка. Наступивший период максимально обусловленного семантической культурой современной цивилизации как личностного, так и общественного сознания и самосознания может рассматриваться с позиций нейрофизиологии, как процесс формирования третьей сигнальной системы мозга. Эта предполагаемая сигнальная система, в отличии от второй — языковой, имеет качественно новый уровень организации семантического пространства мыслительных процессов и по их характеру может быть названа метафорической.

Таким образом, дальше метафорическое мышление будет рассматриваться нами как закономерная и значимая стадия в развитии индивидуального разума и единых ноосферных процессов. Метафора представляет собой крылатый поэтический образ, который несет в себе предельно абстрагированное сущностное содержание и красивую, гармоничную форму, наполняющую людей внутренними созвучиями и энергетическим резонансом сопереживаемых чувств. По своей форме и внутренней структуре метафора является выражением квинтэссенции общечеловеческой культуры, и можно осознать ее значительную метакультурную роль в связи с происходящей в наше время, по своей сути революционной информационной интеграцией человечества.

В соответствии с приведенной аналогией расцветающей творческой мыслью кроны Древа индивидуальной жизни и познания (а она, по самой сущности творческого мышления, должна принести вскоре и плоды, явленные в материи Планетарной реальности), метафорическое мышление образует собой структуру поэтических соцветий. Именно метафора являет пример гармоничного соотнесения мысли и чувства, союз которых может быть уподоблен качеству органической целостности всех процессов рассмотренных на модели Древа. Причем, в силу своей общекультурной природы, метафорическое мышление имеет надличностный характер и может являться семантической структурой выражения важнейшего процесса обретения индивидуумом психической целостности сознания, который называют индивидуацией.

Возвращаясь к указанным на модели Древа приблизительным временным периодам индивидуального и общечеловеческого развития, будет интересным отметить, что современный период — начало 2-го тысячелетия во многом подобен подростковому переломному возрасту, где уже свойственная ему физиологическая зрелость, но также психологическая незрелость и неуравновешенность соответствуют сегодняшнему пределу освоения цивилизацией Земных ресурсов и глубочайшему нравственному и духовному кризису современного человечества. В этой явно неустойчивой и опасной разрушительными проявлениями позиции, тем не менее, отчетливо прослеживается тенденция к дальнейшей информационной и научной интеграции человеческого сообщества, чтобы закономерно и сравнительно быстро перейти в следующий период уже зрелого осознанного роста на уровне сформировавшегося единого самосознания, которое, освободившись от подростковых комплексов и экзальтаций аффективной животной природы, перешло в область гармонически структурированного опытом разума.

В соответствии с рассмотренной выше моделью психических механизмов творчества и раскрытых особенностей творческого мышления строится, предлагаемая автором, методика развития творческого мышления у взрослых и детей. Основные принципы методики могут быть сведены к следующему:

  1. Специальное развитие образного мышления в различных модальностях совместно с тренировкой и совершенствованием словесно-логического интеллекта.
  1. Синхронное развитие абстрактно-образного и абстрактно-логического способа мышления методами эйдетизма и парадоксальной логики. Осознание и трансценденция полярности различных явлений и событий.
  1. Целенаправленное развитие внимания и тренировка навыков саморегуляции. Обучение наиболее эффективным методам культуры психической деятельности и медитации существующих в различных духовных традициях.
  1. Достижение целостного, полисистемного (единого в отличии от субъектно-объектного) способа познания мира и себя на основе новой научной парадигмы. Усвоение принципов фрактальности и голографичности в процессе восприятия и мышления, развитие метафорической системы мышления.

Олег Денисенко