Развитие мышления и новая научная парадигма

Процесс мышления столь же естественен, сколь и необычен, нет ничего более привычного, чем мысли, которые возникают в нас, а мы, благодаря им, сознательно живем и можем осознавать себя. Мышление — основное человеческое свойство именно потому, что человек как личность и человечество как разумный вид существуют только при условии развитости мышления.

Познание мира, начавшееся на заре зарождения человека как биологического вида, привело наших предшественников к качеству Homo sapiens, к тому, кто достоин сегодня называть себя человеком. Этот процесс каждый из нас повторяет в миниатюре, сжатым в миллионы раз, с момента своего появления на свет и в последующие немногие годы поры овладения языком, основными навыками и знаниями взрослого человека.

Если раньше в безграничную, неизведанную область человеческого мышления смело вступали мудрецы и философы, мистики и пророки, то сейчас любая отрасль человеческого знания существует на основе шагов, сделанных мыслителями-первопроходцами. Причем, современная наука склонна забывать про те первоосновы — сущности вещей и самого языка, которые открывали исследователи бесконечного океана реальности. Во множестве растущих гуманитарных, технических, академических и прикладных наук все более детализируются оттиски подобные, образно говоря, рисунку следов от подошв первопроходцев. Каждая из таких отработанных на практике схем отражает зримый и вещественный отпечаток реального мира, но только их рисунок всегда повторяет свойства самого познающего ума. И правы мудрецы, прежде всего призывающие: “Познай самого себя “.

В познании, мышление можно уподобить рукам в деятельной внешней жизни. Не случайно, что именно с развитием предметной деятельности с помощью рук, эволюционная теория связывает становление и рост человеческого мышления. Но если руки обычно задействованы привычным укладом жизни, и мы постоянно используем их, приобретая полезные навыки и умения, то процесс мышления очень часто оказывается стихийным и неосознанным. Мы почти не управляем им, не развиваем сознательно, отдаваясь течению мыслей на хрупкой лодочке своего минутного умонастроения, плывущей по бурному морю событий и эмоций реальности.

Разумеется, в процессе обучения, начиная со школы, каждого учат решать различные умственные задачи, но только характер мышления в них строго ограничен определенным набором алгоритмов, которые жестко включены в схему самого предмета и, как правило, не выходят за его рамки.

Несмотря на высокое развитие и даже изощренность современных наук, затрагивающих непосредственно область мышления (это кибернетика с целой индустрией работ по созданию компьютерного интеллекта, философия и теория познания, структурная лингвистика, целые направления в психологии и педагогике и т.д.), их исследования имеют, как правило, слишком специальный прикладной, или напротив, отвлеченный, чисто академический характер. К сожалению, они мало затрагивают жизнь обычного человека, не знакомого с их специфической терминологией и далекого от их формулировок и теоретических построений.

Можно подумать, что предмет логики, вновь вводимый в программы школ и уже существующие в педагогике методы развития логического мышления, смогут заполнить отмеченный пробел. Но логика характеризует только одну сторону интеллекта, не учитывая другую, не менее важную — образное и интуитивное мышление. Кроме того, логика в общепринятой сейчас форме является только двузначной логикой — одним из многих возможных направлений, которое сложилась благодаря европейской науке в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях. Так появившееся в начале ХХ века ядерная и квантовая физика, показали полную неприменимость для своих выводов положений обычной логики, ведь, к примеру, электрон может являться как частицей, так и волной одновременно.

В традиционной психологии область вне логического (да и логического, за исключением формальной логики) мышления, отдана в ведение интуиции, которой всецело доверились искусство и религия. Таким образом, эта непредсказуемая и неупорядоченная логическими законами область мистики, поэзии и искусства с полным основанием серьезной наукой не исследуется и остается пока сокрытой в тумане с приставкой “пара”.

Занимаясь вопросом исследования и практического развития мышления во всей возможной целостности и полноте его проявлений, нельзя оставаться в существующих сегодня рамках представлений традиционной психологии и педагогики, даже рискуя быть обвиненным в “околичностях” и лженаучности. Всё дело в том, что научные дисциплины, как и общеобразовательные предметы, сейчас не принимают в расчет реальной и живой основы своих построений — конкретных всякий раз мыслей, которые появляются и развиваются по вполне определенным законам, независимо от предмета и науки пользующейся ими. Возможно, что только в силу уже существующих в природе законов мышления науки открывают свои причинности и законы. Законы мышления объективны, скрытыми узорами они намечают вехи человеческой культуры целых эпох. Познавая эти законы, можно осознать глубокие связи между всеми проявлениями человеческой жизни, где в начале основ всегда лежат наши мысли. Это та исконно природная, человеческая почва, на которой может вскоре произойти интеграция науки, включающей на сегодня огромный список прикладных и академических, гуманитарных и технических дисциплин и возможно, слияние их в одну фундаментальную науку — науку о Человеке, когда-то предсказанную еще классиками. А это значит, что далекие и неприметные на первый взгляд связи и закономерности между различными проявлениями внутренней, психической жизни, станут наконец очевидны в своей неразрывной целостности и осознанно применимы в повседневной жизни каждого человека. Люди просто думают, но вопрос как это происходит, ставится немногими, а он давно назрел, став болезненным в кризисных явлениях общества.

Поразительно то, что, начиная с первого класса, детей обучают чтению, письму и счету с помощью которых затем усваиваются все последующие предметы, а такой же необходимый, более того, обуславливающий собою все иные знания и умения — навык “грамотного”, культурного мышления остается пока полностью без внимания, такой дисциплины в школах до сих пор нет, возможно, потому, что это кажется слишком простым и само собой разумеющемся. Определенные действия формируют определенные навыки, и поэтому принято считать, что активная мыслительная деятельность в достаточной мере сопутствует ходу воспитания и общего развития ребенка, а в дальнейшем развитие мышления в полной мере обуславливается процессом обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях. Но на самом деле это не так, и подтверждением тому являются многие и многие люди, окончившие школы и институты, но так и не научившиеся мыслить самостоятельно и независимо от существующих стереотипов.

Способность управлять своими мыслями у большинства из людей ничтожно мала, даже ребенок к первому году жизни овладевает навыками свободного действия своими руками гораздо совершеннее, чем неуклюжие попытки взрослых действовать в ментальном пространстве, чтобы разумно решать вполне насущные жизненные задачи. К примеру, любое простейшее движение рук так, а не иначе, или их неподвижность в нужный момент времени, может быть легко сознательно осуществлено любым здоровым человеком, но попытки сделать то же мысленно с произвольно выбранной темой для размышления, или же войти в состояние безмыслия, вряд ли приведут кого-нибудь к успеху.

Все дело в том, что никого не учили искусству мыслить, красоте мысли, само понятие культуры редко применяется к основной человеческой категории — мышлению. Сейчас принято заниматься физической культурой, обращать внимание на культуру речи и поведения, но мало кто всерьез обеспокоен крайне низким уровнем мыслительной культуры в психической жизни и деятельности любого, отдельно взятого человека, в первую очередь, самого себя.

Знания и навыки в существующей сегодня системе образования это четкие клише правил и наборы давно застывших форм, которые неизбежно сталкиваются и быстро разрушаются гибкой и динамичной реальностью. Вы даете решать школьную задачу, полагая что это автоматически тренирует мышление и развивает навык решения любых задач, но при этом знаете, что путь к решению всего один или несколько, и существует вполне жесткий алгоритм, который следует найти, чтобы ее решить, и этот логический алгоритм заложен в структуру всякого знания, которому учат, будучи уверенными, что само собою учат еще и думать. Но как? Робот-манипулятор способен выполнять определенные действия, это его навыки в рамках вложенной программы, но в отличие от него человек является открытой в мир информационной системой, и говоря языком аналогии, ему не поможет никакая суперуниверсальная программа, если он захочет выйти за пределы завода и станет делать то, что пожелает. В подобное положение попадает каждый человек, когда он выходит из стен школы или вуза и пытается самоопределиться в жизни. Только единицы оказываются способными действовать вне стереотипов социального конвейера и создавать нечто совершенно новое. Их называют талантами и гениями и траектории их самостоятельных ментальных путей часто служат схемами для построения новых общественных конвейеров и заводов.

Эта исключительность порою сбивает с толку, только к счастью, она пока не распространяется на детей, и можно быстро убедиться в том, что недостаток самостоятельности и творческой активности в мышлении обычного ребенка пяти-шести лет, пока он еще не попал под власть взрослых стереотипов, является скорее исключением, чем правилом. Несомненно, что присущее большинству детей качество ясного и нестандартного мышления проявляется на подобающем их возрасту уровне психического развития и потому может показаться, в сравнении с взрослым, примитивным и творчески абсолютно непродуктивным. Но только основное отличие взрослого от ребенка заключается не в отсутствии, как увы, принято, фантазии и мечты, а в способности претворять свои мечты в жизнь. Нельзя забывать, что творчество ребенка воплощается в его игре, и непосредственная реализация замыслов на уровне его возможностей материализуется среди игрушек и в песочнице, тогда как у взрослого человека творческая мысль обретает плоть в видимых формах окружающей действительности, имея на сегодня ограничения в масштабах нашей планеты и ближнего космоса.

Если согласиться со словами Гегеля о том, что “все действительное разумно, а все разумное действительно”, то можно прийти к ясному пониманию критерия творчества разумного человека: мыслить так, чтобы новые мысли воплощались в действительность, то есть попросту сбывались. Как раз в этом и заключается искусство и магия совершенного мышления, и как в любой деятельности, специальное обучение и сознательные усилия в этом направлении могут привести к мастерству, а мастер всегда отличен тем, что он творец нового, которое совершенно.

Наиболее явно такой подход присутствует в научно-техническом конструировании, когда идеи разработчика новой продукции быстро воплощаются в видимые формы. Однако и в любой другой области человеческой деятельности, а также в сфере межличностных отношений — везде, где происходят изменения и есть новизна, причиной и условием их всегда является творческая активность разума человека.

 

Являясь отличительной чертой человека, как разумного существа, мышление ни может не быть решающим фактором, опосредствующим все остальные проявления конкретной личности и общества в целом. В этом можно убедиться, если внимательно рассмотреть всю историю человечества, либо же просто отдельно взятую жизнь и проследить связи, сопутствующие развитию менталитета на определенном историческом или автобиографическом временном отрезке и стечение эпохальных событий или, так называемых, обстоятельств в личной судьбе.

И здесь сразу бросается в глаза, нарастающая в последнее время, словно лавина, глобальная зависимость общественного и личного жизнеустройства от достижений научно-технической мысли, рекламной пропаганды новой потребительской продукции, политизированной и развлекательной парадигмы средств массовой информации.

Также можно утверждать, что негативные проявления социальной жизни и многочисленные случаи нравственного уродства отношений между людьми возникают во многом в результате психической раздробленности и отсутствии каких бы то ни было навыков самообладания и психической культуры у большинства современных людей.

По существу, задача на сегодняшний день видится автором в том, чтобы объединить уже имеющиеся многочисленные междисциплинарные научные исследования и разработки, непосредственно затрагивающие область мышления в самых разнообразных аспектах (философском, гносеологическом, лингвистическом, социологическом, эстетическом, психологическом, психофизическом и т.д.), а также колоссальный опыт, накопленный различными культурами в процессе религиозных и духовных практик психического самосовершенствования, и сформировать действительно целостный практический подход в виде новой психолого-педагогической дисциплины в дошкольных, общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

Можно также разумно предположить, что основным критерием такого подхода будет являться качество творческого мышления, т.е. в полном смысле материализация совершенного мыслительного продукта индивидуальности во внешнюю действительность. Причем, не только в сугубо научно-техническом или ином профессиональном плане, что представляется как высочайший уровень мастерства в своем деле, а во всех без исключения положительных проявлениях человеческой жизни.

На труднодостижимой вершине такое качество должно привести к тому, что в мыслях, словах и поступках личности исчезнут противоречия, они станут единым целым, и тогда человек сможет осуществить психическую целостность и нераздельность индивидуальности не только внутри, но и во внешнем мире, сопряженным с его творческой деятельностью.

Несомненно, что человек может быть гармоничен и счастлив в своей творческой реализации независимо от рода своей деятельности, а также относительных и постоянно изменяющихся общественных критериев ее ценности. В таком переживании реальности будет иметь значение только индивидуальный фактор, осуществляющий качество сознательной целостности психического и физического, который всегда неповторим в своих внешних проявлениях и их масштабах.

Надо сказать, что в современной практической психологии и психиатрии существуют целые научные направления и действенные методики интегративной организации и совершенствования психической деятельности. К ним можно отнести аналитическую школу психологии К. Юнга, гештальттерапию Ф. Перлза, психосинтез Р. Ассаджиоли, работы международного Института Трансперсональной Психологии, программы Красноярского университета Ментальной Экологии и некоторые другие, зарубежные и отечественные работы в этой области. Следует также обратить внимание на тот факт, что наряду с продолжающимся ростом большого числа адаптированных к современности, «онаученных» систем и практик духовного совершенствования и новых религиозно-философских учений (по некоторым данным, за последние 30 лет по всему миру возникло более 40 тысяч таких систем и учений), среди них появляются необычайно мощные и усиливающие свое влияние процессы рыночного формирования разнообразных психотехнологий.

Примером одного из таких довольно успешных учений, может быть сайентология Р. Хаббарда, представляющая собой образец, казалось бы, несовместимого сегодня для официального большинства, сплава науки и культовой религии, однако образец уже отлитый благодаря своей рыночной матрице, и распространяющий свое, как видится автором, негативное влияние через сферы общественных и промышленных организаций в США и некоторых других западных странах. Поднимаемый этими процессами вопрос правомочности, складывающегося у нас, как и во всем западном мире, главенства чисто экономического подхода в области, способной сегодня быстро и существенно видоизменять способы мышления и восприятия и произвольно моделировать и формировать, сообразно потребительскому рынку, сами основы мировосприятия и мировоззрения личности — не столь прост и однозначен, как хотелось бы, вероятно, многим.

Если ранее, роль общественного института профессионально и глубоко занимавшегося гармонизацией и максимально возможной, духовной интеграцией человеческой психики в социальной жизни выполняла церковь, которая экономически, лишь косвенным образом опосредствовала свою деятельность и существенное влияние на жизнь всего общества, то сегодня, вот уже более столетия, как эту роль взяла на себя наука. Причем формально эти ключевые функции религии были оставлены за церковью, а реальные полномочия возложила на себя господствующая в общественном сознании и цивилизованной жизни научная парадигма, которая аналитически тщательно поделила природу человека и мира на клеточки многочисленных наук. И основанные ею многочисленные общественные институты быстро расщепили и рассеяли изначальные ценности и подлинный смысл психической целостности и духовной культуры человека, подменив его абстрактной ценностью прогресса и множеством целей и специальных средств, обслуживающих его наук — психологии, антропологии, психотерапии, социологии, биологии, физики, математики, геологии, астрономии, филологии, культурологии и т.д. и т.п., а также огромного множества смежных научных направлений.

Тем не менее, независимо от политико-экономической системы государства, в нем всегда существуют области, непосредственно не затрагиваемые денежным эквивалентом их сегодняшней общественной пользы. К таким областям можно отнести фундаментальные исследования в науке, особенно в ядерной физике, генетике, астрофизике, и пожалуй, наиболее явно это видно на примере космонавтики. Осмысливая закономерные предпосылки такого бескорыстного приложения гигантских общественных ресурсов во имя исконного творчества человеческого разума и сознавая явное наступление глобального экологического и глубокого духовного кризиса; уже ясно видимую угрозу необратимости все нарастающих разрушений экосистемы планеты и неповторимой целостной индивидуальности каждого человека бездушной машиной современной технократической цивилизации, балансирующей на грани безумного самоуничтожения; можно прийти к альтернативе в сложившейся ситуации — неизбежному началу фундаментальных исследований и практических работ в направлении поиска психических основ разумного самоопределения человека на Земле.

Классическая формула: “бытие определяет сознание”, а также логическое противоречие идеалистического и материалистического взгляда на мир “о первичности бытия или сознания” (иными словами “курицы или яйца”),- вступают в диалектическое самоотрицание на сегодняшнем витке развития человека, как разумного вида; когда сознание, уже способное перечеркнуть все бытие, стремится успеть познать свою истинную природу, чтобы не допустить роковой ошибки беспечности из ложных посылок еще не осознанного смысла собственной жизни. И здесь нельзя говорить только о возрастании ключевой роли психологии, психотерапии и гуманизации общественных наук в этом вопросе. Современная наука, впитавшая и разумно организовавшая в общественном жизнеустройстве познания и опыт многотысячелетнего развития человеческого разума, уже готова к смене своей сложившейся и устоявшейся за несколько веков парадигме структурно-логического и субъектно-объектного взгляда на мир, парадигме вполне исчерпавшей себя в последние десятилетия второго тысячелетия, полные удивительных и необъяснимых ею открытий, и столь же поразительной несостоятельности взять под контроль ее не на шутку разыгравшееся детище — научно-технический прогресс, теперь грозящий перечеркнуть жизнь самих его создателей.

Наука способна заниматься исследованием, как внешней, так и внутренней психической реальности, с помощью уже известных ей методов изучения и описания мира, которые несмотря на возрастающую сложность и разнообразие экспериментальных средств и приборов, в конечном счете, все также замыкаются на субъективном человеческом восприятии, всех регистрируемых этими приборами объективных данных, при помощи органов чувств. И только иллюзорная граница объективности, возникающая вследствие задаваемой существующей парадигмой, жесткой и однозначной направленности научных методов познания из внутреннего мира сознания во внешний, дает основание отделять и противопоставлять глубоко постигаемый внутренний, духовный опыт человека и строгие научные изыскания в общепризнанном противоположном направлении, опять же — несмотря на их одинаково, в дальнейшем, внутреннее восприятие и интерпретацию.

А вся революционность и простота предстоящих изменений состоит в том, что наука, ставшая сейчас действительной религией по своему характеру влияния на развитие всего человечества, должна направить мощь и торжество своих, веками проверенных, опытных методов непосредственно вглубь человеческого сознания. И уже привычный процесс познания и изменения окружающего мира должен закономерно перейти в доселе скрытую бессознательной мистикой и тотальным психологическим невежеством общества, область внутреннего опыта и сознательного исследования психической реальности, чтобы вернуть утраченную целостность, гармонию и смысл человеческого бытия на новом уровне, открывшего понимания огромных возможностей и личной ответственности каждого человека в изменении как внешнего, так и внутреннего мира, всегда находящихся в нераздельном единстве жизни.

Образно говоря, на весах божественного и космического равновесия в развитии человеческой цивилизации наступил критический момент допустимого перевешивания внешнего опыта познания, подкрепленного научным методом и всем сопутствующим ему общественным прогрессом в масштабе и веществе уже почти целой планеты, и непосредственного внутреннего опыта самопознания, лишенного пока подобной научной и социальной поддержки. А признание правомочности, достоверности и более того — необходимости, именно сейчас фундаментальных и прикладных исследований в безграничной и таинственной реальности человеческого сознания и мышления настойчиво требует складывающаяся сегодня новая научная парадигма. Если постараться обобщить и выразить ее основные выводы и постулаты, то в несколько произвольной авторской трактовке, они могут сейчас прозвучать так: